@ARTICLE{26543118_352177142_2020,
author = {Е. А. Терентьев and Н. В. Рыбаков and Б. И. Бедный},
keywords = {, аспирантура, мотивация аспирантов, теория самодетерминации в мотивации, эффективность аспирантурызакрепление молодежи в науке},
title = {Зачем сегодня идут в аспирантуру.
Типологизация мотивов российских аспирантов},
journal = {Вопросы образования},
year = {2020},
number = {1},
pages = {40-69},
url = {https://archive_vo.hse.ru/2020--1/352177142.html},
publisher = {},
abstract = {Терентьев Евгений Андреевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: eterentev@hse.ruРыбаков Николай Валерьевич - аспирант кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании. E-mail: rybakov-nv@phd.unn.ruБедный Борис Ильич - доктор физико-математических наук, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры. E-mail: bib@unn.ruНациональный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Адрес: 603950 Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23.На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней и дается оценка их распространенности. Опираясь на теорию самодетерминации в мотивации Э. Деси и Р. Райана, авторы выделяют три основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию, внешнюю мотивацию и амотивацию — и описывают их применительно к обучению в аспирантуре. Показано, что, несмотря на падение престижа академического труда в современной России, интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься наукой и преподаванием остаются наиболее распространенным мотивом поступления в аспирантуру. Вместе с тем значительная доля аспирантов руководствуется внешними «неакадемическими» мотивами, такими как получение определенных социальных льгот либо намерение построить карьеру вне академической сферы, рассматривая ученую степень в качестве подспорья для своего продвижения.},
annote = {Терентьев Евгений Андреевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: eterentev@hse.ruРыбаков Николай Валерьевич - аспирант кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании. E-mail: rybakov-nv@phd.unn.ruБедный Борис Ильич - доктор физико-математических наук, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры. E-mail: bib@unn.ruНациональный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Адрес: 603950 Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23.На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней и дается оценка их распространенности. Опираясь на теорию самодетерминации в мотивации Э. Деси и Р. Райана, авторы выделяют три основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию, внешнюю мотивацию и амотивацию — и описывают их применительно к обучению в аспирантуре. Показано, что, несмотря на падение престижа академического труда в современной России, интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься наукой и преподаванием остаются наиболее распространенным мотивом поступления в аспирантуру. Вместе с тем значительная доля аспирантов руководствуется внешними «неакадемическими» мотивами, такими как получение определенных социальных льгот либо намерение построить карьеру вне академической сферы, рассматривая ученую степень в качестве подспорья для своего продвижения.}
}